Потоки российской нефти в Европу потихоньку стали увеличиваться

Решимость Европы прекратить покупать российскую нефть, возможно, начинает ослабевать.

Согласно данным отслеживания танкеров, собранным агентством Bloomberg, на прошлой неделе нефтеперерабатывающие заводы континента забирали 1,84 миллиона баррелей сырой нефти из России в день. Это был третий недельный рост подряд, и потоки из России в Европу, включая Турцию, достигли самого высокого уровня почти за два месяца.

Отчасти это было связано с тем, что Litasco SA, торговое подразделение крупнейшего российского производителя нефти, доставляло сырье на нефтеперерабатывающие заводы компании, а отчасти с тем, что Турция закупала больше. Однако, помимо этого, устойчивое продолжающееся снижение, по-видимому, замедлилось.

События свидетельствуют о том, что те компании и страны, которые не хотели покупать российскую продукцию, уже отступили, оставив рынок другим. Российская нефть резко подешевела после начала спецоперации на Украине, поскольку некоторые компании прекратили закупки.

Согласно еженедельным данным отслеживания, Китай и Индия по-прежнему являются крупнейшими покупателями российской нефти.

На приведенных ниже графиках показаны средние значения за четыре недели для пунктов назначения поставок сырой нефти с российских экспортных терминалов. Поскольку все грузы, загруженные в портах на тихоокеанском побережье страны, направляются в Китай, Азия в настоящее время забирает половину всей сырой нефти, поставляемой из страны. Это больше, чем примерно на треть по сравнению с началом года.

Потоки российской нефти в Европу потихоньку стали увеличиваться

В поставках сырой нефти в Азию преобладают потоки только в две страны — Китай и Индия. Морские поставки в Китай составляют в среднем около 1 миллиона баррелей в день, что выше годового минимума в 600 000 баррелей в день за четыре недели до 18 февраля. Индия стала спасителем российского морского экспорта сырой нефти: за четыре недели до 17 июня ее объемы составили в среднем более 600 000 баррелей в день по сравнению с 25 000 баррелей в день в начале года. Помимо Индии, России еще предстоит найти сколько-нибудь значительных новых покупателей своей нефти в Азии.

Потоки российской нефти в Европу потихоньку стали увеличиваться

Россия потеряла почти две трети своего рынка морской нефти в Северной Европе, но объем ее поставок туда стабилизировался после первоначального падения после специальной военной операции.

Поставки в регион составляли в среднем около 450 000 баррелей в день в течение четырех недель до 17 июля, по сравнению с почти 1,25 млн баррелей в день в первые четыре недели года, но за последний месяц мало что изменилось. Большинство стран почти полностью прекратили импорт российской нефти морским путем, задолго до введения санкций ЕС в отношении торговли, которые должны вступить в силу в декабре.

Значительные объемы — около 370 000 баррелей в день — по-прежнему отгружаются в хранилища в Нидерландах, но даже это на 35% ниже уровня, наблюдавшегося непосредственно перед конфликтом с Украиной. Потоки в Роттердам были самыми высокими за три недели на неделе, закончившейся 17 июня.

Потоки российской нефти в Европу потихоньку стали увеличиваться

Картина в Средиземноморье совсем иная. Поставки российской нефти в регион резко возросли.

Во многом это связано с поставками российской нефти на принадлежащие России нефтеперерабатывающие заводы в регионе, в частности, на завод Лукойла ISAB на итальянском острове Сицилия. Турция также вмешалась, чтобы забрать гораздо больше российской нефти, которая была перенаправлена в регион из Северной Европы.

Еще неизвестно, что будет делать ISAB, когда в декабре вступит в силу запрет ЕС на морскую транспортировку российской нефти. До тех пор, пока не будет никаких юридических препятствий для ее закупок и не будет практически никаких альтернатив российской нефти, поставки вряд ли сократятся.

Потоки российской нефти в Европу потихоньку стали увеличиваться

Средиземноморская картина повторяется в Черном море, что снова обусловлено увеличением поставок на принадлежащий Лукойлу нефтеперерабатывающий завод в Болгарии. В то время как потоки в Румынию практически не изменились с начала года, потоки в Болгарию в два с половиной раза больше, чем в январе и начале февраля.

Несмотря на то, что торговля российской морской сырой нефтью была перенаправлена из Северной Европы в Азию и Средиземноморье, пока введенные самостоятельно ограничения мало влияют на общий уровень поставок.

Общий объем морских поставок сырой нефти вырос за семь дней до 17 июня, восстановив примерно половину падения на предыдущей неделе. В общей сложности 35 танкеров загрузили 26,3 миллиона баррелей с экспортных терминалов страны, свидетельствуют данные отслеживания судов и отчеты портовых агентов. Таким образом, средний приток составил 3,75 млн баррелей в день, что на 6% больше, чем 3,55 млн баррелей за неделю, закончившуюся 10 июня.

Потоки сырой нефти марки Urals с терминалов в Прибалтике, основного источника поставок из России, сократились за неделю до 17 июня. Но в Черном море, Арктике и Тихом океане наблюдался еженедельный рост объемов, что с лихвой компенсировало это падение.

Доходы Москвы от экспортной пошлины выросли на 6% за неделю до 17 июня, увеличившись в соответствии с потоком сырой нефти. Экспортная пошлина на эти поставки составила 161 миллион долларов, по сравнению с пересмотренными 152 миллионами долларов за неделю до 10 июня.

Ставки пошлин должны вырасти в июле после падения на 10% в период с мая по июнь. Поставки сырой нефти в июне принесли Кремлю 44,80 доллара за тонну, что эквивалентно примерно 6,11 доллара за баррель, а в июле этот показатель вырастет до 55,20 доллара за тонну (около 7,53 доллара за баррель). Это будет самая высокая ставка пошлины, взимаемая российским правительством с апреля, что отражает рост цен на нефть марки Urals в период с середины мая по середину июня.

Количество грузов, отправленных из российских портов, выросло на единицу до 35 за неделю до 17 июня по сравнению с предыдущими семью днями. В то время как из портов Балтики выходило меньше судов, из Черного моря и Тихого океана выходило больше.

На приведенных ниже диаграммах показаны пункты назначения сырых грузов из каждого из четырех экспортных регионов. Пункты назначения определяются в зависимости от того, куда суда сигнализируют о своем направлении на момент написания статьи, и некоторые из них почти наверняка будут меняться по мере выполнения рейсов.

Общий объем сырой нефти на судах, загружаемых с балтийских терминалов в Приморске и Усть-Луге, снизился за неделю до 17 июня, что стало первым падением за три недели. Приморск и Усть-Луга обработали на одно судно меньше, чем на предыдущей неделе. Объем перевозок танкеров с указанием пунктов назначения в Северной Европе упал до самого низкого уровня за 12 недель, в то время как поставки в Средиземноморье увеличились вторую неделю подряд. Объем перевозок на танкерах, направляющихся в Азию, был равен самому низкому уровню за последние двенадцать недель.

Однако потоки в Азию, вероятно, возрастут, когда суда, которые еще не подали сигнал о конечном пункте назначения, начнут показывать надежные места разгрузки.

Поставки сырой нефти из российских балтийских портов по-прежнему идут по плану. Все грузы, которые планировалось погрузить в Приморске и Усть-Луге в течение недели до 17 июня, были отправлены в течение одного дня после запланированных сроков погрузки.

Семь танкеров завершили погрузку в Новороссийске в Черном море за неделю до 17 июня, с большим скачком объемов, направляющихся в Средиземное море. Поставки в Болгарию и Румынию снижаются вторую неделю, упав до самого низкого уровня более чем за месяц. Ни одно судно, загруженное в Новороссийске за неделю до 17 июня, не указывает на то, что оно направляется в Азию.

Все грузы, запланированные из Новороссийска в течение недели, были загружены в течение двух дней после дат, указанных в программах частичной погрузки, которые были замечены Bloomberg.

Как и в предыдущие две недели, с плавучего хранилища «Умба» «Газпром нефти» в Мурманске были загружены два судна, одно из которых направлялось в Роттердам, а другое — в Индию. Третий принял груз с танкера-хранилища «Кола», используемого «Лукойлом», и направляется на нефтеперерабатывающий завод компании ISAB на итальянском острове Сицилия. Груз, направлявшийся в Индию, был больше, чем груз, загруженный в предыдущие недели, что привело к скачку объема, наблюдавшемуся за неделю до 17 июня, который был самым высоким с начала апреля.

Потоки сырой нефти с трех восточных нефтяных терминалов России — Козьмино, Де-Кастри и Пригородная — восстановились после падения на предыдущей неделе благодаря резкому увеличению потоков нефти ВСТО через Козьмино за неделю до 17 июня. Поставки в Тихоокеанский регион выросли на 214 000 баррелей в день, или на 29%, неделю за неделей до 942 000 баррелей в день.

Девять танкеров загрузили нефть ВСТО в Козьмино, что на три больше, чем на предыдущей неделе, при этом за первые 16 дней месяца было загружено 19 грузов. Китай стал единственным покупателем российской тихоокеанской нефти, и все грузы, загруженные за последние четыре недели, направлялись туда. Танкеры, принадлежащие китайской Cosco Shipping Holdings Co., которые перевозили сырую нефть из Козьмино в Йосу в Южной Корее, где она перегружалась на более крупные суда для дальнейшей доставки в Китай, начали совершать полный рейс из России в Китай, но они остаются постоянными участниками торговли.

Шестую неделю не было отгрузок компании De Kastri, которая занимается переработкой сырой нефти Sokol с проекта «Сахалин-1». Три танкера «Совкомфлота» остаются пустыми на якоре у нефтяного терминала, где они находятся с конца апреля.

За неделю до 17 июня не было отгружено ни одной партии сырой нефти Sakhalin Blend.

Всего два танкера покинули западные экспортные терминалы России, сигнализируя о направлениях в Индию за неделю до 17 июня. Еще два направляются в Индию, в то время как еще четыре отправились, не указав четкого конечного пункта назначения своего груза. Один, Чжэнь И, показывает пункт назначения на Азорских островах, один сигнализирует о Гибралтаре и один о Мальте. Четвертый, «Эмбер-6», направляется в Атлантику, не показывая пункта назначения.

Несколько танкеров, которые загрузились в предыдущие недели, все еще не показывают конечные пункты назначения, при этом большинство продолжает указывать Порт-Саид.

Четыре судна, груженные российской нефтью — Skadi, Emily S, Merope и Zhen I — направлялись к Азорским островам в середине Атлантического океана, хотя Emily S повернул обратно на север, приблизившись к островам. Груз в размере около 730 000 баррелей был перевезен с Afrapearl на VLCC Lauren II в. водах вблизи Азорских островов в период с 15 по 17 июня. Это был второй груз, который был передан на «Лорен II», который остается в этом районе, возможно, для того, чтобы принять третью передачу с одного из других судов, направляющихся в этот район.

Подготовлено ProFinance.ru по материалам агентства Bloomberg

MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram

По теме:

Китайский Unipec фрахтует все больше танкеров для перевозки российской нефти — Bloomberg

Китай скупает российскую дальневосточную нефть про запас

Китай ведет переговоры с Россией о покупке нефти для стратегических запасов

Российская нефть в Китае вытесняет иранскую за счет беспрецедентных скидок

Независимые нефтеперерабатывающие заводы Китая начали закупать российскую нефть с большими скидками

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.