Украина покупает битум по цене Роттердам+6 стоимостей фрахта из Голландии – СМИ

История с ценами на битум в Украине важна, так как она может повториться со стоимостью дизельного топлива и сжиженного газа: сейчас «Нафтогаз України» и контролируемая Игорем Коломойским «Укртатнафта» требуют от правительства ввести пошлины на эти товары, в результате цены существенно вырастут, заявил заместитель директора ООО «Консалтинговая группа А-95» Артем Куюн. По информации агентства «РБК-Украина», премия на украинский и белорусский битум составляет «Роттердам плюс 6 стоимостей фрахта».

Украина покупает битум по цене Роттердам+6 стоимостей фрахта из Голландии – СМИ

В отличие от битума, который покупается за бюджетные деньги, подорожавшие дизтопливо и сжиженный газ каждый потребитель оплатит сам, отметил эксперт
Фото: depositphotos.com

Выделение четвертый год подряд рекордных сумм на строительство дорог в Украине вызвало рекорды в поставке битума – с 2017 года объемы его потребления составляют около 700 тыс. тонн. Об этом заявил в колонке на «Экономической правде» заместитель директора ООО «Консалтинговая группа А-95» Артем Куюн.

Эксперт отметил, что это наибольшие показатели за всю украинскую независимость, до этого рекордное использование битума было отмечено на этапе подготовки к «Евро 2012» и составило 505 тыс. тонн в 2011 году.

«Другое дело – цена этой стройки, ведь растут не только объемы использования битума, но и цены на него, – написал Куюн. – Как происходит ценообразование на битум и на нефтепродукты? Поставщики и покупатели ориентируются на европейские котировки и применяют к ним премию или дисконт. В случае с битумом базой служит мазут. Если в 2018–2019 годах «Укртатнафта» торговала с нулевой премией к мазуту с серой 3,5%, то в 2020 году подняла ее на $120 за тонну. При этом в мае 2019 года на северо-западе Европы мазут в среднем стоил $145 за тонну. В апреле украинский битум стоил дороже бензина и дизтоплива, провалившихся вместе с мировой ценой на нефть».

Цена на белорусский битум также выросла, белорусы установили премию $190 за тонну, и весной 2020 года цена на белорусский битум для Украины стала максимальной в Европе.

По данным «РБК-Украина», стоимость доставки фрахта из портов Голландии составляет $25–30 на тонне, таким образом премия на украинский и белорусский битум составляет «Роттердам плюс 6 стоимостей фрахта».

«В итоге дорожно-строительная отрасль не почувствовала краха цен на нефть. Цена на битум в Украине держится на уровне 2019 года, хотя мазут в мае 2020 года стоил $145 за тонну, а в 2019 году – $388 за тонну. Профит ушел в карманы производителей битума. Скорее всего, цены будут расти. Финансирование из бюджета есть, а на лето и осень приходится пик работ. Тем временем цена на нефть пробила уровень $40 за баррель. В чем же причина нашего чемпионства? В отсутствии конкуренции, и случай с битумом это очень хорошо показывает», – подчеркнул Куюн.

Он добавил, что история с битумом важна, так как она может повториться с ценами на дизельное топливо и сжиженный газ.

«Нафтогаз України» и контролируемая Игорем Коломойским «Укртатнафта» требуют от правительства ввести пошлины на российское дизельное топливо и сжиженный газ. В случае с дизтопливом это будет означать остановку импорта из России, а это уже не 18%, как в случае с битумом, а 35–40% рынка. Инициаторы пошлин заверяют чиновников, что цена при этом не вырастет, но битумный пример говорит об обратном. Наценки выросли на $120 за тонну, что составляет 50% от нынешних цен, а в ценах 2019 года – 30%», – заявил эксперт.

Российский битум увеличивал конкуренцию и сдерживал цены в Украине, а на эмбарго, по данным Куюна, настояли российские дорожники, опасавшиеся дефицита и роста цен на внутреннем рынке.

«Российского битума было всего 18% рынка и какой удар получил бюджет от исчезновения этого продукта? Каким же будет эффект от закрытия российского импорта дизтоплива и сжиженного газа, которых под 40%? Украина и так платит премии на дизтопливо и сжиженный газ зарубежным поставщикам, а пошлины сделают их еще больше. Европейский рекорд по ценам на битум уже имеем, на очереди – дизтопливо и сжиженный газ? Только в отличие от битума, который покупается за бюджетные деньги, подорожавшие дизтопливо и сжиженный газ каждый потребитель оплатит сам», – резюмировал он.

В декабре «Укртатнафта» бизнесмена Игоря Коломойского предлагала поднять акциз на сжиженный газ, сообщал «Укррудпром». Соответствующую поправку в законопроект №2317 вносила депутат от «Слуги народа» Ольга Василевская-Смаглюк, ранее работавшая на телеканале Коломойского «1+1». Ее инициатива предполагала рост акциза на автомобильный газ в 2,7 раза, что привело бы к росту цены автогаза на 5 грн/л. Тогда поправка не была поддержана, отмечает портал.

21 февраля «Укртатнафта», «Укрнафта» и «Укргазвидобування», контролируемые группой «Приват», а также НАК «Нафтогаз України» потребовали немедленно ввести пошлину на дизельное топливо.

Предварительное заседание межведомственной комиссии по вопросам международной торговли по рассмотрению совместной жалобы «Привата» и НАК «Нафтогаз України» состоялось в марте: комиссия не нашла оснований для начала расследования и предложила заявителям предоставить дополнительные данные и аргументы. Как писал enkorr, в эфире «1+1» обнародовали проект решения, которое предполагалось вынести 22 мая: отказать в начале расследования и введении пошлин, но «Привату» удалось заблокировать этот проект и добиться переноса заседания.

Рост пошлин на дизельное топливо обойдется потребителям в 11 млрд грн и вызовет дестабилизацию поставок, заявила Нефтегазовая ассоциация Украины.

Источник: gordonua.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.