Россия заблокировала зерновые поставки из Украины морским путем: как решают проблему
Для восстановления поставок нужно восстановить доступ к морским портам.
Из-за минирования Черного моря и опасений владельцев судов и страховщиков в Украину теперь не следует ни одно торговое судно. А суда, прибывшие до 24 февраля, не покидают украинские порты. Мы выяснили, какими альтернативными способами украинские экспортеры стараются обойти заблокированные Россией каналы поставок.
После вторжения России в Украину главной проблемой отечественных экспортеров стало блокирование портов Черного моря российской армией, из-за чего экспорт морскими путями стал невозможен.
«Или из-за минирования Черного моря, или из-за страха владельцев судов и страховщиков относительно потенциальной опасности для флота и персонала, в Украину теперь не следует ни одно торговое судно, — комментирует ситуацию Орест Матвийчук, старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang. — Украинские порты также не покидают суда, прибывшие до 24 февраля 2022 года. В связи с этим международные трейдеры и экспортеры начали искать альтернативные каналы для экспорта».
Оглавление:
Обходные маневры. Как поставляют зерно из Украины за границу
Внешняя торговля во время войны не остановилась. Украина производит гораздо больше агропродукции, чем составляют ее собственные потребности, и поэтому может без угрозы для своей продовольственной безопасности экспортировать довольно большие объемы продовольствия. Существенных административных ограничений для экспорта зерновых, подсолнечного масла и многой другой агропродукции со стороны Украины практически нет. То есть, экспорт, фактически, осуществляется как и в условиях мирного времени. Главная задача – найти альтернативные каналы поставок.
«У экспортеров сейчас есть два основных пути: по железной дороге к западным границам страны, а дальше в европейские порты — или же транспортировка с помощью барж по Дунаю в морские порты Румынии», — рассказывает Светлана Литвин, аналитик Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ).
Дмитрий Оносовский, адвокат, старший юрист ЮКК «Де-Юре» среди альтернативных путей называет экспорт в Польшу по суше — автомобильные грузовые перевозки или железной дорогой к границе, отгрузки в Дунайских портах Рени, Измаил и Килия, а также экспорт в Констанцу (Румыния) с целью дальнейшей транспортировки по морю.
Почему новые каналы экспорта из Украины такие узкие
По словам Светланы Литвин, экспорту альтернативными путями мешает ряд проблем. Во-первых, технические сложности, такие как разная ширина железнодорожных путей в Украине и ЕС, из-за чего приходится перегружать продукцию или изменять ширину колес, недостаток вагонов, барж, неготовность железнодорожных операторов и других участников цепи поставок стран ЕС к нашим объемам зерна и т.д.
«Перегрузочных терминалов на железной дороге в достаточном количестве нет. Автомобильный экспорт сталкивается с проблемой соблюдения украинскими грузовиками экологических норм в Европе, хотя соседние европейские страны уже вводят временные ослабления экологических требований для украинских грузовых авто. Тем временем, в дунайских портах Украины не хватает барж для отгрузки всей продукции», — продолжает перечень препятствий Дмитрий Оносовский.
Литвин отмечает, что из-за вышеназванных проблем пропускная способность этих путей не может заменить морские порты — сейчас она составляет максимум 1 млн тонн в месяц, что в 5-6 раз меньше возможностей морских портов.
Потерянные возможности экспорта из Украины
До войны доля агропродукции в структуре украинского экспорта достигала 40%. В связи с созданными государством-оккупантом сложностями объемы экспорта агропродукции из Украины уже существенно снизились по сравнению с довоенным временем.
«Если обычно Украина с помощью морских портов имела возможность экспортировать около 5 млн тонн зерна и 500-600 тыс. тонн подсолнечного масла в месяц, то по результатам марта 2022 года по железной дороге границу пересекло только 220 тыс. тонн зерна и 15,8 тыс. тонн растительного масла», — уточняет Светлана Литвин. Таким образом, как отмечает собеседница Фокуса, даже при максимальной пропускной способности всех альтернативных путей экспорта, имеющиеся в Украине излишки кукурузы будут вывозить больше года, и то при отсутствии экспорта других зерновых».
Ранее Андрей Ставницер, директор порта ТИС в Южном (Одесская обл.), заявил СМИ, что урожай, который сейчас есть в Украине, в условиях морской блокады придется вывозить 40 месяцев.
«Наращивание пропускного потенциала альтернативных путей происходит медленно и постепенно, – заключает Оносовский. — Для увеличения экспортных мощностей необходимо содействие пограничным странам, в том числе привлечение их транспортных мощностей, грузовиков и барж на Дунае». Однако опрошенные эксперты уверены, что единственным путем восстановления довоенных объемов экспорта выступает разблокирование украинских морских портов. Но для этого необходимо остановить российскую агрессию.
Читайте также:
- Названы сроки нормализации ситуации с топливом в Украине
- Что будет с тарифами на коммунальные услуги: Кабмин принял решение
- НБУ назвал темпы роста инфляции в Украине
- Как купить больше топлива на АЗС в условиях дефицита: с водителями поделились лайфхаком
- АЗС позволили увеличить наценку на топливо: что будет с ценами
Источник: hronika.info