Эксперты обсудили перспективы легализации интернет-продаж алкоголя: «Напоминает лоббизм»

Одна из законодательных инициатив, обсуждавшихся во время коронавирусных карантинов — легализовать онлайн-продажу выпивки. С этим предложением выступила Ассоциация компаний интернет-торговли, Минпромторг высказался в том смысле, что не имеет ничего против. Против ожидаемо «проголосовали» Минздрав и Роспотребназор — в этих ведомствах алкоголь как значился, так и значится в списках социально опасных вредных привычек. И все-таки — ведь онлайн, как показала эпидемия, безопаснее в смысле социальной дистанции. Так, может быть, все-таки разрешить? В ходе онлайн-конференции в пресс-центре «МК» Дарья Халтурина, сопредседатель Российской коалиции по контролю за алкоголем, уверенно прогнозировала: не разрешат, можно и не мечтать.

Эксперты обсудили перспективы легализации интернет-продаж алкоголя: "Напоминает лоббизм"

фото: Наталья Мущинкина

— В Минпромторге очень странная направленность на максимальную активизацию торговли алкоголем, — считает эксперт. — Это совершенно конкретные люди, которые продвигают такие инициативы. Лучше бы они занимались проблемой снижения производительности труда в торговле, которая у нас продолжается уже несколько лет. Пока что это больше напоминает отраслевой лоббизм.

С одной стороны, все происходящее можно объяснить борьбой за «водочный бюджет», который в отсутствие выгодной сырьевой конъюнктуры часто был палочкой-выручалочкой для казны. Вот только сейчас уже не девятнадцатый и даже не двадцатый век, подчеркивает Дарья Халтурина. «Если в советские времена алкогольные доходы составляли заметную часть бюджета, то сейчас это лишь незначительная доля доходов государства. Это около 1,5%, и для государства это не приоритетное направление».

Инициаторы либерализации онлайн-торговли алкоголем предлагают вначале разрешить продавать по Сети виноградные вина защищенного географического наименования. Однако механизма контроля онлайн-продажи алкоголя фактически нет, констатирует эксперт. Более того, сделки происходят скрытно от общественности — присутствуют только продавец и покупатель — и тем самым повышаются риски всевозможных правонарушений. Среди которых и подделка фирменного вина.

— Один раз мы в качестве контрольной закупки заказали вино с экзотическим названием в западном духе, — вспоминает Дарья Халтурина. — Привезли нам абхазское вино без акцизной марки. Более того, теперь мне постоянно пишут спамеры, предлагают купить еще. Известны также случаи отравления метанолом при помощи виски, заказанного через интернет.

Делать послабления для вина (в противовес крепким напиткам) общественница нужным не считает: если вино и менее опасно для здоровья, чем водка, то подделать его также намного легче. «Большинство любителей не могут по вкусу различить поддельное и качественное вино, поэтому серьезная торговая сеть, где есть входной контроль, может лучше обеспечить качество продукта», — считает Халтурина.

Все это — резоны, в силу которых правительство вряд ли пойдет на либерализацию алкоторговли, считает Дарья Халтурина. Силы, по ее ощущениям — на стороне прогибиционистов. «Регионы имеют право ужесточать правила торговли алкоголем, а вот давать им право послабления — вряд ли обоснованно», — говорит она. Тем более, что за почти 10 лет ограничений статистика специфической «алкогольной» смертности свидетельствует в пользу запретов. То есть — жить стали действительно здоровее. Причем — анализируя данные по разным регионам с разными режимами продажи выпивки — статистики выяснили, что намного лучше работает «вечерний» комендантский час, чем «утренний». Что, в общем-то, очевидно: «догоняться» — дело более опасное, чем похмеляться.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.