Warning: getimagesize(/wp-content/uploads/864c519ce82f158b44aa650cf175d8c2.gif): failed to open stream: No such file or directory in /home/ih382049/izvestia.net.ua/www/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306

Труд учителя: тяжелый, важный и такой низкооплачиваемый. Как поднять престиж профессии?

Труд учителя: тяжелый, важный и такой низкооплачиваемый. Как поднять престиж профессии?

Невысокий престиж профессии и авторитет учителя возникли не сегодня – учителя десятилетиями получают меньше, чем представители частного сектора, но при этом они перегружены ответственностью и бюрократическими процедурами. Не помогли и «Майские указы», буксует нацпроект «Образование». Профессор Финансового университета Александр Цыганов рассказал нам, как он видит прошлое и будущее профессии и что считает нужным исправить.

Проблемы образования уходят корнями прошлое

Самоизоляция и обучение детей в дистанционном режиме на дому показали современным родителям, насколько сложно обходиться без школы. Детский сад и школа, сохранившиеся кружки занимали время ребёнка, плохо или хорошо воспитывали его, давали стандарты поведения в больших и малых коллективах. Дома практически за все отвечают родители и часто это становится значительным бременем для наших соотечественников. Понимание необходимости школы в большинстве случае осознанно окрепло, обсуждения 1 сентября во многих родительских группах в социальных сетях идут с ноткой паники – а вдруг школы надолго переведут на дистанционку? Но вот с пониманием важности и тяжести труда учителя пока изменений не много.

На словах почти все считают, что учитель играет важную роль в жизни общества, но на практике отношение к учителю варьируется от реального признания и превращения его в лидера мнения до отношения как к проигравшему гонку за жизненным успехом. И сегодня это не всегда связано только с деньгами.

Современное отношение к учителям и труду учителей уходит корнями в советское прошлое и в значительно меньшей степени к лицейским и гимназическим традициям XIX века. В дореволюционной России фигура учителя пользовалась заслуженным уважением, сам учитель был вполне состоятельным человеком, который мог достичь положения в обществе, сопоставимого с генеральским – вспомним семью Владимира Ульянова-Ленина.

После революции в стране появилась необходимость в становлении массового образования, способного решать задачи ускоренной индустриализации, появился спрос на учителя как массовую профессию, во многом сознательно были утрачены традиции российской гимназии.

В позднее советское время предпринимались попытки укрепления авторитета учителя (например, при предпоследнем генсеке ЦК КПСС Константине Черненко), но средств было выделено недостаточно, да и меры во многом были непоследовательными.

Учитель в позднее советское, перестроечное время представлялся обществу как перегруженный бумагами и отчетами и материально мало получающий человек. Престиж профессии снизился. Процесс усугубился в 1990-е гг., когда средств, выделяемых на школьное образование, явно не хватало, а рядом создавались банки, страховые компании, биржи…

Сегодня во многих регионах учителя, несмотря на определенные успехи в выполнении президентских майских указов, получают недостаточно для поддержания жизни успешного представителя среднего класса, при этом явно перегружены бюрократическими отчётами, составлением маловразумительных программ с все новыми компетенциями, о которых дети даже не догадываются.

Есть довольно богатые регионы, где учитель получает вполне конкурентные по российским меркам зарплаты, но и здесь налицо много проблем: чрезмерно большая нагрузка, формализованная воспитательная работа, значительный объем отчетности и методической работы, чаще всего оторванной от жизни и препятствующей творчеству. Плюс к этому потребительское отношение существенной части родителей и учеников.

В итоге баланс зарплата/объем работы складывается не в пользу педагогов даже в Москве.

Коронавирус, дистанционное обучение и новые проблемы

Во время дистанционного обучения нагрузка на учителей объективно выросла, так как потребовалось готовиться к занятиям в новых условиях, больше полагаться на раздаточный материал, усиливать и готовить новые проверочные задания с учётом доступности ответов на классические задачи на различных сайтах.

Отметим и то, что вынужденное дистанционное образование весны 2020 года является таковым только по форме общения учителя и учеников – посредством современных технических средств связи.

Учитель проводил такие же занятия, но без живого общения с учениками, без возможности применения многих приёмов коллективной работы. У подавляющего большинства учителей не было готовых материалов для дистанционного обучения, которые нужны при реализации именно дистанционной формы образования, предполагающей самостоятельную работу слушателя с электронными ресурсами, а не просмотр классических лекций в режиме онлайн.

Удержать внимание в этом случае очень сложно и практика показала, что часть учеников просто ограничивалась подключением и часто без звука, чтобы занятия не мешали их делам.

Что нужно изменить в первую очередь?

Изменения возможны и необходимы. Перспективы лежат в русле последних тенденций по реализации регуляторной гильотины – нужно критически осмыслить весь объем методической работы, отчётности, которая ведётся по учебной, воспитательной и той же методической работе в школе. Реально посмотреть на качество преподавания и возможности педагогов по выполнению нагрузки, определить оптимум, который важен не только для учителя, но и для учеников.

А главное – добиться целей национального проекта «Образование» не формально, а фактически, устранив необходимость переработок и, в первую очередь, за счёт снижения количества и автоматизации оставшейся отчётности. Учитель – это творческая профессия, которая должна давать радость общения. Скорее всего, для этого потребуется пересмотреть систему оплаты труда педагога, сделав ее более прозрачной и понятной, сформировать KPI учителя, не предполагающую личного заполнения объёмных отчётов.

Очень важный аспект – возможность привлечения молодых учителей. Необходимо сформировать мотивационные программы для привлечения молодых выпускников педагогических ВУЗов в профессию. В некоторых школах они есть и результат налицо: молодые, активные и желающие работать учителя становятся авторитетами для своих учеников. Это привлекает к более глубокому изучению понравившихся предметов, участию в олимпиадах школьников. Такие школы сегодня занимают ведущие строчки в рейтингах.

Престиж профессии учителя поднимется без дополнительной популяризации, как только учитель станет состоятельным человеком, довольным жизнью, способным успешно самостоятельно решать жилищные и бытовые вопросы, путешествовать. Не жалующимся на тонны и километры бумажной работы, ценность которой пропадает одновременно с ее сдачей.

В противном случае негативный отбор учителей будет усугубляться, а привлекательность зарубежного образования расти.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.