Warning: getimagesize(/wp-content/uploads/52a3ae2abcc7078cfb4b90d412cbf9f6.gif): failed to open stream: No such file or directory in /home/ih382049/izvestia.net.ua/www/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306

Стоит ли тратить на голосование по Конституции 14,8 миллиардов, если закон разрешает обойтись без него?

Стоит ли тратить на голосование по Конституции 14,8 миллиардов, если закон разрешает обойтись без него?

Голосование по поправкам к Конституции, расширяющим полномочия отдельных ветвей власти, может пройти уже летом 2020 года. С датой пока определенности нет, но по данным источников, голосование может пройти 1 или 8 июля, рассматривается и дата проведения Парада Победы 24 июня. Но деньги из бюджета на эти цели – 14,8 миллиардов рублей – уже выделены, при этом суть поправок не требует объявления голосования. Такие поправки по закону могут быть проголосованы исключительно Федеральным собранием и законодательными органами регионов. Так стоит ли тратить такие деньги на организацию такого «необязательного» голосования? На этот вопрос нашим читателям ответил политолог Артем Косоруков.

В связи с тем, что конституционные поправки, внесенные президентом В.В. Путиным, не затрагивают содержание 1, 2 и 9 глав основного закона российского государства, процедура их рассмотрения не предусматривает созыва Конституционного Собрания или проведения общероссийского референдума. Это особенно важно, учитывая тот факт, что федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации» не принят до сих пор (хотя его проекты уже четыре раза вносились в Государственную Думу, начиная с 1997 года, и отклонялись в связи с дискуссионным характером возможностей данного института), а организация и проведение общероссийского референдума необходимы только в случае фундаментального пересмотра Конституции в рамках процедуры непосредственного правотворчества народа.

Следует также учитывать политико-стратегический аспект созыва Конституционного Собрания или проведения общероссийского референдума, которые самим фактом своей организации выступают политическим импульсом и точкой отчета новой эпохи в развитии государства и поэтому их применение допустимо в исключительных для страны случаях (например, при создании нового государства или преодолении последствий политической смуты и гражданской войны).

Когда речь заходит об объемах необходимого финансирования общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ (на которое уже выделено 14,8 млрд рублей из федерального бюджета), то многие забывают, что установление базовых конституционных «правил игры» для любой страны является одной из жизненно необходимых задач и экономия на данном процессе ни к чему хорошему не приведет (тем более, когда финансовые средства выделены еще до коронавирусной пандемии в полном объеме).

При этом я, разумеется, признаю важность экономии бюджетных средств, например, опираясь на опыт врио губернатора Камчатского края Солодова, который за месяц сформировал резервный фонд для борьбы с коронавирусом за счет экономии на содержании чиновничьего аппарата и закупках в размере 1,4 млрд рублей.

Даже несмотря на то, что проведение общероссийского голосования по поправкам в главы 3-8 Конституции, строго говоря, не является обязательной процедурой, решение президента о его проведении является важным политическим жестом и элементом публичной политики, отдающий дань уважения публичной сфере современного российского общества, которое получает возможность высказаться по данным поправкам до окончательного решения президента. При этом напомню, что Государственная Дума, Совет Федерации и парламенты субъектов федерации к 13 марта 2020 года уже приняли предлагаемые президентом поправки и теперь мяч на стороне президента и российского общества.

Говоря о дате проведения общероссийского голосования по поправкам в Конституцию России, следует учитывать невозможность ее совмещения с региональными выборами в единый день голосования 8 сентября 2020 года: 67-й федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав не состыковывается с положением о порядке проведения голосования по Конституции.

Однако перенос голосования на более ранний срок накладывается на 2-3 этапы отмены введенных ранее коронавирусных ограничений в большинстве российских регионов, проведения ЕГЭ и приемной кампании в ВУЗах, и поэтому сопряжено с риском новой волны распространения COVID-19 (большинство избирательных участков располагаются в зданиях школ и других образовательных учреждений).

Важно также учитывать политическое и символическое значение даты, выбранной для голосования по конституционным поправкам, которая не должна накладываться на период выхода на плато в ситуации с коронавирусом в России или совпадать с традиционным ростом заболеваемости ОРВИ и гриппом в осенне-зимний период 2020-2021 гг. (на фоне допускаемой многими экспертами второй волны COVID-19).

Дата проведения голосования по конституционным поправкам может обрести важное символическое значение, по времени совпадая со «спуском с коронавирусного плато» и победой над болезнью, форсированным запуском экономического механизма, а по содержанию – c подтверждением в целом положительной оценки населением усилий власти по борьбе с COVID-19.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.