Параллельный кинопрокат: что предлагают в России, реально ли это и как ответит Запад?

Параллельный кинопрокат: что предлагают в России, реально ли это и как ответит Запад?

Виктор Баженов

Параллельный кинопрокат: что предлагают в России, реально ли это и как ответит Запад?

Когда я пишу эти строки, в голове звучит гнусавый голос Леонида Володарского. Он занимался «параллельным показом» задолго до того, как проблему подняли на высоком государственном уровне. Тогда демонстрацию фильмов без разрешения правообладателя звали пиратством. И не видели в этом ничего зазорного!

Прошли годы: на пути у нарушителей авторского права возникли барьеры из законов, рвы со штрафами, сторожевые башни правоохранителей. Неужели все эти конструкции придётся сносить? Не исключено, ведь из оставшихся 3600 кинотеатров без мировых премьер до следующего лета доживёт несколько сотен. Разберёмся, возможен ли «параллельный кинопрокат» и какие (ещё) санкции могут наложить на Россию за это.

А что случилось?

Ведущие мировые студии заявили о своём уходе из России в феврале-марте 2022 года. Громко хлопнули дверью такие гиганты, как Universal Pictures, WarnerBros., The Walt Disney Company, Sony Pictures и другие. В основном их продукция «делала кассу» отечественным кинотеатрам. Да, среди российских фильмов есть рекордсмены (тот же «Холоп»), но международные гиганты брали и количеством, и качеством.

Какие западные премьеры собрали большую кассу в России в 2021 году? «Человек-паук: Нет пути домой» – свыше $65 млн., «Форсаж 9» – около $18 млн., «Веном 2» – около $33 млн. Из этих денег сети получили 40-50% выручки

Ассоциация владельцев кинотеатров предупреждала, что отсутствие наполняемости залов приведёт к закрытию объектов. Устами «Ъ» АВК заявляло об уходе с рынка 36% заведений к июню 2022 года. И это не конец: из-за низкой выручки закрыться может свыше половины всех кинозалов.

Параллельный кинопрокат: что предлагают в России, реально ли это и как ответит Запад?

Какие кинокомпании ушли из России в 2022-м

Спустя несколько дней после нашей статьи идея узаконить «параллельный импорт фильмов» перестала казаться высоким чиновникам крамольной. С инициативой выступил М.Швыдкой: сейчас он является спецпредставителем президента по межкультурному сотрудничеству.

Как это будет работать?

Спецпредставитель сообщил о «принудительном лицензировании» картин. В этом случае деньги за показ будут отчисляться правообладателю, а он вправе сам решать, принимать вознаграждение или нет. Это наиболее цивилизованный формат пиратства: мир ничего подобного ещё не видел.

Но даже «принудительное лицензирование» создаёт поле для махинаций. Так, при официальном показе в кинотеатре студии могут вычислить наполняемость залов почти до человека. Да и заведения не заинтересованы в том, чтобы вести серую бухгалтерию. Если правообладатель не сможет вмешаться в работу кинотеатров, увидеть отчёт о продажах, он не получит и полных сведений о количестве проданных билетов.

Второй вариант «параллельного кинопоказа» – это полное пиратство. Раздобыть цифровую копию фильма сложно, но можно. Конечно, в Россию картины будут попадать с запозданием, но даже этот временной лаг со временем может сократиться до нескольких дней. Индустрия озвучки и локализации фильмов работает в интернете: вспомните, как мы получали серии из «Игры престолов» на русском спустя несколько дней после премьеры.

Что нам за это будет?

В настоящий момент, согласно ст.1515 ГК РФ, правообладатель имеет право потребовать с распространителя контрафактной продукции штраф в твёрдой сумме (от 10 тыс. до 5 млн. руб.) или в двукратном размере выручки. Есть как административная (ст.14.10 КоАП), так и уголовная (ст.180 УК РФ) ответственность за незаконное использование объектов авторского права.

Важно! Главный способ условного Запада повлиять на параллельный кинопоказ – запретить демонстрацию российских фильмов. Но давайте будем откровенны: такая мера вряд ли окажется действенной и ударит скорее по независимым режиссёрам РФ

Выходит, что сначала нужно отменить или приостановить действие этих законов, а уж потом – переходить к импорту фильмов. Инструментарий студий не так уж широк. Они смогут обратиться в российские суды за получением возмещения или предъявить иск непосредственно к РФ (в международные инстанции).

Как в первом, так и во втором случае рассмотрение требований может занять годы. Успех таких тяжб неочевиден: необязательно, что отечественная или западная Фемида безоговорочно займёт сторону истца. В отношении России могут быть введены дополнительные санкции… Но вряд ли это остановит параллельный импорт.

Мой личный прогноз – не будет централизованного завоза в РФ новинок проката. Но и препятствий сетям в «параллельном кинопоказе» тоже чинить никто не станет. На чём основана моя уверенность? Недавно параллельный импорт электроники начал магазин Ozon, сеть «Связной», площадка «Яндекс.Маркет» и Wildberries. А чем хуже условный «Синема Стар» или «Киномакс»?

Нужный Закон подписан – осталось лишь сформировать практику его применения. Как юрист – негодую, как киноман – жду этого события с нетерпением.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.