Маски, респираторы, антисептики и «Белизна» – что из этого на самом деле поможет спастись от коронавируса?
Пока в ВОЗ не рекомендуют использовать хирургические маски всем подряд, в России без них уже могут не пустить в общественные места. Купить же хоть что-то связанно с индивидуальной защитой стало невозможно. Мы расскажем, чем действительно нужно защищаться здоровым людям, какие бывают средства для защиты органов дыхания, и что нужно смешать, чтобы получить антисептик для рук.
Оглавление:
Нужно ли вообще защищаться здоровым людям
О возможности распространения нового коронавируса в масштабах всего мира начали говорить в январе, в феврале из аптек уже пропали основные средства индивидуальной защиты. В первую очередь люди скупили все медицинские маски, потом из продажи пропали строительные респираторы, за ними – некоторые лекарства. Смысла скупать подряд все медицинские средства нет, но панику остановить очень сложно.
В случае с коронавирусом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) изначально давала вполне конкретные рекомендации для здоровых людей:
Как видно, здесь нет советов носить медицинские маски или марлевые повязки, скупать парацетамол или принимать антибиотики – следование этим простым правилам позволит серьезно снизить риск заражения SARS-CoV-2.
Носить же медицинские маски нужно далеко не всем, а только в таких случаях:
Это рекомендации ВОЗ, на местном уровне их обычно дополняют. Например, носить маски в обязательном порядке требуют от сотрудников предприятий, которые работают в условиях массового скопления населения или контактируют с большим количеством людей. Как правило, в масках должны быть сотрудники магазинов, водители общественного транспорта, сотрудники правоохранительных органов, фармацевты в аптеках, чиновники (которые не ушли на карантин и принимают людей) и некоторые другие категории.
Для этих людей маска работает в двух направлениях – немного снижает (но даже не минимизирует) риск собственного заражения, а также не дает заразить других, если такой человек уже болен.
Остальным же маски есть смысл носить только по двум причинам – не заразить кого-то еще, и защитить лицо от касания руками.
Отдельная история – медицинские работники, им маски нужны для лучшей защиты, и работают они только в сочетании с другими средствами защиты: защитными очками (вирус умеет проникать через слизистую оболочку глаз), а также перчатками, специальной обувью, прозрачными щитками и другими средствами.
При этом дефицит масок в продаже угрожает работе медиков, а из-за многократного роста цен на них страдает бюджет системы здравоохранения. Поэтому лучшим вариантом будет придерживаться простых правил гигиены и оставить маски врачам.
Медицинские маски – для медиков
Но бывает так, что маска просто необходима – ее наличия требуют на работе, или нужно посетить пожилого родственника (например, принести ему продукты). В такой ситуации нужна маска или что-то похожее на нее, но из-за тотального дефицита ее придется покупать в 20-30 раз дороже или шить самостоятельно.
Медицинские маски до начала эпидемии свободно продавались в аптеках и стоили примерно 1,5-2 рубля за штуку – если покупать большую упаковку, и чуть дороже, если покупать поштучно. Сейчас стоимость одной маски доходит до 50-100 рублей – но даже по такой цене их найти практически невозможно. Но если маску найти все же удалось, то о ней стоит знать следующее:
Другими словами, медицинская маска (ее еще называют хирургической) – это предельно простое изделие, которое в обычное время в любой больнице считается исключительно расходным материалом, по принципу «использовал и выбросил». Но в 2020-м это уже ценный ресурс – даже в больницах маски могут заканчиваться, а купить их просто негде.
Кстати, в России сейчас производится 1,6 миллиона масок в сутки – или 1 маска на 100 жителей России. К середине апреля в Минпромторге обещали наладить производство до 4 миллионов масок, но даже после этого они точно не появятся в свободной продаже по аптекам.
Не очень медицинские маски
Если маска нужна срочно, а в аптеках их не осталось, то единственный выход – изготовить ее собственными руками. В интернете можно найти сотни (а с учетом зарубежных сайтов – тысячи) инструкций. В основном, используются:
По соотношению цены и объема выигрывает однозначно спанбонд – продается в любом магазине для дачников (сейчас они, увы, закрыты – но открыты гипермаркеты с такими отделами), есть разной плотности, отпускается погонными метрами. Цена – 30-40 рублей за погонный метр (от 3 до 4 метров шириной), причем достаточной для производства маски плотности. Маску из него можно сшить, можно склеить (пистолет с клеевым пистолетом), можно даже спаять при наличии соответствующего оборудования (вакууматор).
Но маска из такого нетканого материала боится утюга, поэтому исключительно одноразовая – по функциональности это копия маски медицинской.
Маска, сделанная из марли, как показывают исследования, практически не защищает от микроорганизмов. Однако министр здравоохранения России Михаил Мурашко официально заявил, что марлевые маски из 4 слоев могут защищать от инфекции. Правда, он не уточнил – защищать кого именно, носителя маски или окружающих его людей.
По его пути пошли некоторые регионы, которые признают марлевую маску достаточным защитным средством. Так, в Пермском крае запрещено появляться в общественных местах без масок, за это предполагается административная ответственность. Но если человек будет в маске из марли, закон он не нарушит (хоть и защита будет сомнительной).
Все это, увы, разбивается о суровую российскую реальность: марлю из аптек и хозяйственных магазинов раскупили сразу после того, как закончились медицинские маски (вата пока есть). Пока остается в продаже бинт – причем лучше брать широкий, но и его почти не осталось в продаже. Что делать, когда закончится весь бинт, а нужно будет перевязывать раны – еще один вопрос без ответа.
Учитывая, что хирургических масок нет, из спанбонда маски выходят одноразовые, а марля закончилась, остается шить маски из обычной ткани. Некоторые небольшие ателье и швейные производства уже освоили их выпуск – продаются такие маски практически во всех городах и есть в интернет-магазинах. Оценивают их, в зависимости от качества, типа ткани и желания заработать, от 100 до 500 рублей за штуку.
Такие маски хороши тем, что их в течение дня можно временно обеззараживать с помощью утюга, а вечером постирать. Но медицинским изделием это не назвать, да и свойства материала таковы, что такие маски подходят лишь для одного – не дать себе заразить кого-то еще.
Высшая лига – респираторы
Если медицинские и тканевые маски призваны не дать заразить кого-то еще, то назначение респиратора – прямо противоположное. Именно масками-респираторами типа N95, N99 или N100 пользуются врачи в самых пострадавших от коронавируса регионах мира. Респиратор вместе с другими средствами защиты вроде одноразового костюма, защитных очков и перчаток – тот минимум, который нужен врачам для работы с больными COVID-19.
Обычно респираторы продаются в строительных магазинах (пока их не разобрали), и бывают трех классов защиты:
Но и это еще не все. Конструктивно респираторы бывают двух видов – с клапаном и без. Клапан нужен для того, чтобы выдыхаемый воздух не увлажнял респиратор (ухудшая его свойства), а свободно выходил наружу. Респиратор с клапаном имеет гораздо больший срок службы, чем без клапана – до 8 часов против 2 часов.
По цене все это отличается достаточно сильно:
То есть, респиратор класса FFP1 без клапана стоит примерно вдвое меньше, чем с клапаном, а изделие всемирно известной компании 3M с классом FFP2 обойдется в 6 раз дороже, чем респиратор российского производства класса ниже.
Кстати, в самом начале эпидемии все это стоило гораздо меньше: респиратор класса FFP1 без клапана можно было купить за 40 рублей, а с клапаном – за 80, за класс FFP2 нужно было отдать 90 рублей – и это за изделие компании 3M с клапаном. Российский респиратор класса FFP3 стоил 190 рублей, сейчас есть только предложение за 2590 рублей.
Что касается наличия клапана: если цель – защитить себя, то это идеальное решение. Но если нужно обезопасить других (например, того же пожилого родственника), то такие респираторы категорически недопустимы, так как выдыхаемый воздух никак не фильтруется.
Сам по себе принцип работы респиратора не так прост, как кажется – он не задерживает вирусы за счет мелких пор. В любом случае поры будут на порядки больше, чем размер вириона (от 100 до 140 нанометров), поэтому отфильтровать их механически невозможно. С другой стороны, основной путь заражения коронавирусом – капельный, а капли (жидкие аэрозоли) достаточно крупны, чтобы задерживаться механически.
Вообще же мельчайшие частицы из категории PM2.5 (2 мкм и менее) задерживаются благодаря множеству слоев беспорядочно уложенных волокон материала за счет нескольких физических эффектов:
В итоге респираторы и маски работают на основе всех этих физических эффектов одновременно, при этом стоит понимать: «вытряхнуть» вирусы из респиратора невозможно, равно как и вымыть их оттуда. Более того, при намокании респиратора электростатический эффект снижается, что снижает эффективность его работы.
Есть и более серьезные варианты – полнолицевые маски со сменными фильтрами, их эксплуатация будет выгоднее обычных респираторов (так как фильтр по отдельности стоит меньше), а за счет полной защиты лица вероятность получить коронавирус низкая даже при контакте с больным человеком. Но такие маски – удел маляров, химиков и тех, кто работает с биологически опасными материалами. На улице в таком изделии, конечно, никто не появляется.
Скупать весь запас респираторов нет смысла – это уже сделали другие месяц назад, по более-менее доступной цене продаются лишь изделия начального уровня защиты, которые ненамного эффективнее медицинской маски.
Но если покупать респиратор, важно правильно его носить – правильно надеть (согласно инструкции) и проверить на пропускание воздуха. Респиратор должен иметь идеальную обтюрацию (прилегание) к лицу, иначе даже малейшая негерметичность сделает его использование бессмысленным. Кстати, нужно помнить, что борода и респираторы несовместимы.
Антисептики – это точно для всех
ВОЗ рекомендует всем регулярно мыть руки, а на улице после касания всевозможных предметов вроде дверных ручек и кнопок банкоматов обрабатывать руки антисептиком. Естественно, вскоре они тоже пропали из аптек. Обычно аптечные антисептики состоят из этилового спирта и дополнительных компонентов – загустителей (глицерин) и отдушки.
Согласно подсчетам, дезинфицирующие средства с содержанием спирта более 70% убивают 99,9% бактерий за 30 секунд после нанесения, при этом этиловый спирт более эффективен против вирусов, а изопропиловый – против бактерий. В аптеке проще купить этиловый спирт, хоть и не самый чистый (нужно спрашивать «Асептолин» или аналогичные препараты), а изопропиловый спирт можно найти в магазинах радиотоваров, которые сейчас по большей части закрыты.
Вообще же ВОЗ дает 2 рецептуры для самостоятельного приготовления антисептика, в первой такие пропорции:
Во второй пропорции вместо первого пункта будет изопропиловый спирт концентрацией в 99,8% в объеме 75,15%, соответственно, воды нужно будет добавить чуть больше.
Для каждого компонента есть свое обоснование:
Если использовать обычный спирт (или тот же асептолин) в виде спрея, то эффективность его будет ниже, чем у рекомендованного антисептика, так как спирт быстро испарится с рук и не задержится на нужные 30 секунд. Но в крайнем случае можно использовать и спирт, и спиртовые салфетки.
В продаже обычно есть антисептические салфетки без спирта – против коронавируса они неэффективны. Но если купить большую упаковку с пластиковым клапаном, и влить в нее 100-200 миллилитров спирта, то они станут гораздо более эффективными.
Кстати, в аптеках уже исчез всем знакомый хлоргексидин биглюконат – средство, которое используется для обеззараживания в разных ситуациях благодаря своей дешевизне. Увы, хлоргексидин не так эффективен против коронавируса (хоть и есть данные о том, что эффективность вируса снижалась спустя 1 минуту после обработки поверхности им), а его отсутствие в продаже может навредить медикам.
Что касается обработки поверхностей, в том числе и дома, то для этого существует одно старое, всем известное, дешевое и очень распространенное средство – гипохлорит натрия, продается оно в разведенном виде под торговым названием «Белизна». Этот препарат весьма эффективен против огромного количества микроорганизмов и чрезвычайно универсален – его используют везде, от обеззараживания воды в полевых условиях до лечения зубов. Важно лишь соблюдать банальные правила предосторожности – использовать резиновые перчатки и проветривать помещение после обработки.
Более серьезные способы обработки помещений – это ультрафиолетовое излучение, а также озонирование. Но их есть смысл применять только в больницах, так как ультрафиолет для человека требует осторожности, а озон – сильный окислитель и настоящий яд.
Для дома же будет достаточно регулярной уборки, желательно с химическими средствами на основе гипохлорита натрия, а для человека – соблюдения простейших правил гигиены.
И, конечно, никто не отменял домашний режим и самоизоляцию – пока рост числа больных коронавирусом с каждым днем все существеннее, лучшим вариантом будет отсидеться дома.