Warning: getimagesize(/wp-content/uploads/5bf2f543c9e47e4b5abbc2c00171369b.gif): failed to open stream: No such file or directory in /home/ih382049/izvestia.net.ua/www/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306

Коронавирус — не повод отменять планы по штрафам. Откровенное интервью с инспектором ДПС

Коронавирус — не повод отменять планы по штрафам. Откровенное интервью с инспектором ДПС

Как сами гаишники относятся к своим обновлённым из-за пандемии обязанностям? И и что для них поменялось?

Общение с сотрудником ГИБДД и в докоронавирусные времена мало кому из автолюбителей доставляло положительные эмоции. Нынче же осознавать, что остановивший тебя мужик в форме и в маске может неизвестно на сколько оштрафовать или даже арестовать даже не раздражает – бесит. А всё от незнания или от привычки безоговорочно ему, гаишнику, подчиняться. Да, некоторым такую привычку вбили, так сказать, полосатым жезлом.

Пандемия – пандемией, а протокол – протоколом

Капитан полиции Аркадий Сергиенко (фамилия по понятным причинам изменена – авт.) служит в ГИБДД ещё с тех пор, когда этой аббревиатуры не было и в проекте.

Аркадий Сергиенко

Я начинал службу в ГАИ, – рассказывает Аркадий Сергиенко.– И в ГАИ были определены действия сотрудника при возникновении чрезвычайной ситуации, при объявлении чрезвычайного положения и введении военного положения.

Интересно, что за прошедшие с тех пор почти четверть века список таких режимов, как и требования к гражданам при их введении практически не изменились.

Для нас это не очень хорошо: не всегда можно подвести законодательную базу под требования объявленного, например, губернатором режима чрезвычайной ситуации – ведь в целом по стране ничего такого нет. А ещё никто из нас не может понять: на основании каких законов мы должны требовать от водителей автотранспорта соблюдения режима самоизоляции? Вот я, например, уже не раз сталкивался с утверждением водителей: «Я в маске, окна моей машины закрыты – режим моей самоизоляции нарушаете именно вы!» Приходится отвечать, как тот медвежонок в песочнице: «А у меня… А мне… А я вам всем сейчас по башке надаю!»

Коронавирус — не повод отменять планы по штрафам. Откровенное интервью с инспектором ДПС

– То есть приходится попросту ни с чего к водителям придираться?

Аркадий Сергиенко

Приходится. Требование о том, чтобы сдавать определённое количество протоколов о нарушениях ПДД никто не отменял. Требование сейчас негласное, но актуальное. Вот наше начальство для нас определило: общаться с водителями транспортных средств минимально. А результаты работы инспектора ГМИБДД вынь да положь! А какие это результаты? Правильно, протоколы о нарушениях ПДД. И мы сейчас не направляем проштрафившихся в отдел, а выписываем штрафы и составляем протоколы на месте, опять такая политика вернулась. С одной стороны это неплохо – заработок. С другой – народу на дорогах мало, а кто проезжает – все умные. На хромой козе не подъедешь.

Меньше непосредственного общения

Капитан Сергиенко имеет в виду корректировку принятого госавтоинспекцией ещё в конце марта комплекса мер по защите сотрудников и граждан от коронавирусной инфекции. Всё это озвучил СМИ заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин.

«В настоящее время в столичных и региональных подразделениях Госавтоинспекции предельно минимизированы контакты в ходе предоставления госуслуг по линии ведомства, надзора за дорожным движением и рассмотрения дел об административных правонарушениях… Рассмотрение дел об административных правонарушениях и вынесение решений по ним производится преимущественно на месте его совершения. Таким образом, минимизируется направление участников дорожного движения в подразделения Госавтоинспекции. В ситуациях, когда рассмотрение дел не входит в компетенцию сотрудника, назначается конкретная дата и время явки в подразделение Госавтоинспекции», – сказал генерал-майор полиции Понарьин. И добавил: «Сотрудники Госавтоинспекции уделяют особое внимание обеспечению дезинфекционных мероприятий, необходимых в нынешней ситуации. Тщательно обрабатываются служебные помещения, стационарные посты ДПС и патрульные автомобили. Сотрудники работают в масках и перчатках, соблюдая рекомендованную дистанцию.

Госавтоинспекция призывает автовладельцев воздержаться от пользования личными транспортными средствами, в случае остановки автомобиля автоинспекторами не выходить из транспортного средства без просьбы сотрудника»…

Как может наказывать нарушителей режима гаишник?

– У наших водителей считается хорошим тоном предупреждать встречных о «гаишной засаде» миганием фар. А вы сами, если выезжали на своем авто, с такими предупреждениями сталкивались? Если да – как реагировали?

Аркадий Сергиенко

Мне нет смысла на своей машине куда-то выезжать,– отвечает капитан Сергиенко,– да и опасно это, если далеко, на рыбалку, например, за пределы региона отправиться. Вот у некоторых наших соседей требования к самоизоляции покруче, чем у нас. Сотрудники, правда, не имеют права за нарушение режима наказывать, только в соответствующие службы направлять, если надо.

Пока сотрудники полиции или ГИБДД не могут наказать гражданина за нарушение карантина. В соответствии со статьями 23.12 КоАП и 28.3 КоАП к уполномоченным органам, которые могут составить протокол, относятся главные санитарные врачи и Роспотребнадзор. Однако полицейский может зафиксировать обстоятельства, а уполномоченный орган установит – есть нарушение мер карантина или нет.

Аркадий Сергиенко

Но мы найдём, за что наказать,– продолжает Аркадий Сергиенко,– как и коллеги из другого региона. Если остановят, и не сможешь договориться, составят протокол – вылетишь со службы. А протокол в 99 случаях из ста обязательно составят: мы же и без ремней привыкли, и за сотню постоянно, а контроль сейчас о-го-го, не поймёшь, откуда СБшники и возникнут… Договориться вряд ли получится, если не свои.

А насчёт предупреждений миганием фар – что с этим поделаешь? Да, на дорогах сейчас везде камеры – а поди докажи, что водила специально подмигивал! Случайно, скажет, рычажок задел или кнопочку тронул, а ещё может отбрехаться, что с другом поздоровался. Да и ни к чему нам за такое водил казнить, многие сотрудники собственное спокойствие выше ставят.

Мы ведь, по сути, в совершенно непонятных условиях работаем. Вот, может, вы разъясните, что сейчас в стране и регионах – карантин, чрезвычайная ситуация, может, уже ЧП? Каждое утро на разводе нам говорят о сохранении бдительности, о необходимости соблюдать санитарные нормы и т.д. А о правах наших когда подумают? На основании каких законов нам нарушителей режима наказывать, если не придираться и не выдумывать нарушения ПДД?

Ни ЧП, ни ЧС, ни карантин, – везде всего понемногу. Режим «сборной солянки».

При детальном сравнении этих режимов выяснилось: и тридцать лет назад, и в наше время существуют следующие определённые правовыми нормами понятия, применимые к происходящему сейчас в стране – да и во всём мире. Интересно вот что. Все предпринимаемые государством меры не подходят ни под одно из представленных ниже определений чётко и однозначно – а ведь они взяты из официальных источников. Вот и задумаешься: а в каком всё-таки режиме мы все живём? Давайте посмотрим.

Режим повышенной готовности к ЧС – это режим мобилизации экстренных служб и ответственных лиц. Его вводят, если есть угроза чрезвычайной ситуации. В это время вводят усиление контроля за обстановкой, информируют население о способах защиты, принимают оперативные меры по предупреждению возникновения ЧС. Из-за пандемии коронавируса с 20 марта режим повышенной готовности действует по всей России. Ограничивать права и свободы граждан при таком режиме нельзя. Ввести его может президент, региональные и местные власти, а также специальная правительственная комиссия под руководством главы МЧС. Подходит? Частично, но не полностью.

Режим ЧС. Его вводят при возникновении стихийного или иного вида бедствия. На своем уровне его может объявить губернатор или орган местного самоуправления (уже введен в ряде городов Хакасии, городах Элисте, Череповце и других). Режим ЧС допускает введение ограничений, которые направлены непосредственно на сохранение жизни и здоровья граждан, в том числе свободы передвижения. Власти определяют порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, власти в условиях ЧС могут разблокировать резервы материальных ресурсов, которые создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения. Это дополнительные источники средств на устранение последствий от ЧС и неотложные нужды. Но этот режим тоже не предусматривает полное ограничение прав граждан на передвижение.

С начала апреля 2020 года специальным Указом президента РФ режим повышенной готовности к ЧС и режим ЧС может вводить правительство России без консультаций с любыми иными структурами, за исключением самого президента. Впрочем, последнее тоже – по желанию. Подходит? Опять же, не для всех регионов и не полностью.

Режим ЧП – самая крайняя мера. Его вводит президент при ратификации Совета Федерации. Режим ЧП объявляется на территории всей страны на 30 дней либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. При ЧП допускают ограничение некоторых конституционных прав и свобод человека. Так, могут ввести ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, усилить досмотры и охрану. Его вводят либо в случае крупных бедствий и катастроф, в том числе эпидемий, либо в случае «насильственного изменения конституционного строя», то есть вооружённых мятежей, массовых беспорядков и так далее. Именно режим чрезвычайного положения позволяет существенно ограничить права и свободы граждан – например, запретить им передвигаться по улицам. Режим ЧП вводит президент, и утверждают сенаторы.

Полномочия региональных и местных властей приостанавливаются. Опасные производства прекращают работу. Массовые мероприятия и забастовки в это время запрещены. В условиях ЧП могут ввести комендантский час и карантин. Оборот продовольствия происходит в особом порядке. Режим ЧП может предполагать также мобилизацию: людей могут отправить на работы, а имущество граждан (в том числе автомобили) изымать с целью преодоления ЧП. Тоже не подходит ни в целом по стране, ни по ситуации в регионах.

Комендантский час – может вводиться в случае наступления чрезвычайного или военного положений, а в мирное время может действовать только в отношении детей и подростков.

Карантин – это не режим, а набор «ограничительных мероприятий», которые обычно вводятся на основании предписания главного санитарного врача.

Как видно, то, что происходит в стране и в регионах – этакая «сборная солянка», причём, в каждом регионе ингредиенты этой «солянки» – свои.

К особенностям службы гаишники привыкают. И не хотят раздражать водителей лишний раз

А правоохранители, с одним из которых и проходит эта беседа, любят определённость.

Впрочем, к некоторым особенностям службы в таком необычном режиме гаишники потихоньку тоже привыкают. Например, к встреченным авто, на ветровом стекле которых приклеено объявление: «Я болен коронавирусом».

Коронавирус — не повод отменять планы по штрафам. Откровенное интервью с инспектором ДПС

Аркадий Сергиенко

В случае, коли такой умник мне повстречается,– говорит капитан Сергиенко,– я долго разбираться с ним не буду. Остановлю, отстраню от управления автомобилем. Немедленно вызову «скорую» и сопровожу в больницу, это моя обязанность: проконтролировать.

А в остальном основная наша функция – разъяснительная. Мы вместе с полицейскими задерживаем только тех, кто по медицинским показаниям должен соблюдать карантин.

Вот если я, например, повторно остановил водителя, которому уже было рекомендовано находиться дома, а внятного ответа у того не нашлось, могу вменить водителю «неповиновение». А наказанием может стать не только штраф – могу применить административный арест сроком на 15 суток. Но так поступаем очень редко – у людей и без того проблем масса, зачем их ещё сильнее раздражать?

Приятно слышать слова о нежелании лишний раз раздражать граждан, сказанные гаишником. Поневоле задумаешься: может быть, в этой самой пандемии сокрыт какой-то сакральный смысл? И по её окончании мы все станем лучше относиться друг к другу? Раз уж старый гаишник об этом заговорил…

следующий материал:

В Москве без пропуска больше нельзя выйти на улицу? Рассказываем все, что нужно об этом знать 25 1
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.