Изучаем цены на бензин в мире – где он дороже, чем в России, а где дешевле? Сравним цены и зарплаты

Изучаем цены на бензин в мире – где он дороже, чем в России, а где дешевле? Сравним цены и зарплаты

Бензин и дизельное топливо – ключевые товары для экономики любой страны. Чем дороже топливо, тем дороже стоит доставка товаров и перевозки пассажиров, и тем менее мобильными будут граждане в конечном итоге. Считается, что в России бензин достаточно дорогой – но какова его цена в сравнении с другими странами? Изучим это подробно – сравним цены в России и других странах мира, а также сравним цены на бензин и зарплаты его покупателей.

Где бензин стоит дорого

С развитием автотранспорта бензин стал настоящим двигателем экономики, а любой кризис на нефтяном рынке сильно бьет по всем отраслям. Например, для США и других западных стран первым и все еще крупнейшим кризисом остается нефтяное эмбарго, введенное арабскими странами в 1973 году. Из-за поддержки западными странами действий Израиля в ходе Войны Судного дня, ОАПЕК, Египет и Сирия прекратили поставки нефти на Запад. В результате цена на нефть за год выросла в 4 раза, а бензин стал многим американцам не по карману.

Нефтяной кризис стал причиной заката эпохи маскл-каров в США и перехода к более экономичным моделям – несмотря на то, что уже через год эмбарго было снято.

Тем не менее, еще 20 лет назад литр бензина в мире стоил в среднем 60 центов, а сейчас в России он стоит лишь немногим дороже. Однако есть страны, где цены на бензин – не просто высокие, а очень высокие. И в каждом случае есть свои причины.

Так, по данным портала GlobalPetrolPrices.com, самый дорогой бензин – в таких странах, как:

  • Гонконг – это специальный район Китая, который имеет определенную степень автономии. Так как это, по сути, просто большой город, то он страдает от пробок. И чтобы пробок было меньше, власти специально ограничивают владение автомобилем. Кроме гигантской пошлины (в несколько раз больше цены авто), автовладельцы платят по 2,6 доллара за литр – это примерно 194 российских рубля. Такая цена связана с огромными налогами, которые включены в нее;
  • Нидерланды – самая дорогая для автомобилистов страна, литр бензина из-за огромных налогов на выбросы углерода и акцизов стоит 1,96 евро – это около 166 российских рублей;
  • Израиль – государство, окруженное нефтедобывающими странами, но имеющее с ними крайне напряженные отношения. Из-за этого жители Израиля платят за литр бензина около 2,12 долларов – это 162 российских рубля. Большая часть (примерно две трети) этой суммы приходится на налоги;
  • Норвегия – один из главных поставщиков нефти в Европе, тем не менее, облагает бензин крупными налогами. В результате литр стоит 1,82 евро, или примерно 153 рубля;
  • Дания – еще одна скандинавская страна, обложившая бензин налогами на выброс углерода и акцизами, в результате чего он стоит 1,79 евро за литр, или 151 рубль.
  • В целом, завышенные цены на бензин характерны для всех стране ЕС – они берут на себя определенные обязательства по снижению выбросов углерода, а потому таким искусственным способом ограничивают их. И если еще не так давно большинство новых автомобилей в ЕС продавались с дизельными двигателями, то сейчас многие компании сосредоточились на производстве гибридных и полностью электрических авто.

    Поэтому и цены на бензин в самых развитых странах ЕС – высокие:

    Изучаем цены на бензин в мире – где он дороже, чем в России, а где дешевле? Сравним цены и зарплаты

    Что касается цен на дизельное топливо, то в странах Европы оно даже дороже, чем в других. Так, лидерство по-прежнему у Гонконга, но на втором месте Швеция с ценой в 1,83 евро за литр, на четвертом месте Великобритания, где солярка стоит 1,77 евро за литр.

    Где топливо обойдется дешевле

    Самый дешевый в мире бензин – в самых бедных странах, которые добывают нефть. Рекордно низкие цены – в двух странах:

  • Венесуэла – там литр стоит 2,5 цента, или 1,83 российских рубля. Правда, завидовать жителям страны по понятным причинам не стоит – во всем остальном жизнь там напоминает скорее выживание;
  • Иран – там цена литра бензина стоит 5,1 цента, или 3,77 рубля. Причина – находившийся под западными санкциями Иран долго не мог поставлять нефть за рубеж, и был вынужден перерабатывать и продавать нефтепродукты внутри страны по бросовым ценам. Правда, есть и минус – автомобили иранского производства расходуют в разы больше топлива, чем западные или восточные аналоги.
  • Дальше идут страны с более-менее адекватными ценами – Ангола с бензином по цене около 21 рубля, Сирия с 23 рублями, Алжир с ценой в 24,3 рубля за литр и Кувейт с бензином по 25,5 рублей. Как ни странно, Казахстан, продающий российский бензин, показывает даже более низкие цены (34,5 рублей за литр), чем Россия (51,3 рубля) или нефтедобывающий Азербайджан (43,2 рубля).

    Как можно заметить, среди стран с самым дешевым бензином почти нет развитых (кроме разве что небольшого Кувейта с зарплатами инженеров и врачей в 300-500 тысяч рублей). Это объясняется легко – чем богаче страна, тем больше жителей могут себе позволить купить автомобиль, и тем острее становится проблема пробок и отсутствия парковочных мест. В итоге власти ищут компромисс – такие налоги и акцизы, чтобы люди пересаживались на общественный транспорт.

    Но есть и несколько исключений:

  • небольшие нефтяные арабские монархии – Кувейт (25,5 рублей за литр бензина), Бахрейн (39 рублей), Катар (42,4 рубля), Оман (45,6 рублей) и ОАЭ (53,2 рубля за литр бензина). Эти страны разбогатели на нефти и удерживали низкие цены на нефтепродукты, но сейчас постепенно начали облагать их налогами;
  • США – литр бензина стоит 96,4 цента (хотя измеряют объем там галлонами – он стоит 3,65 доллара). В рублях это больше, чем в России – 70,82 рубля за литр, однако уровень жизни в США в целом значительно выше российского. В США цены определяются рынком, поэтому в отдельные моменты могут резко взлетать, и так же резко падать (как в марте 2020 года, когда литр бензина стоил менее 60 центов).
  • В этом сравнении цены на бензин и дизельное топливо в России оказываются не самыми высокими – около 50-52 рублей за литр 95-го бензина и 53-55 рублей за литр дизельного топлива. О таких ценах мечтают многие европейцы, но принципы экологической безопасности и углеродной нейтральности сильно изменили ситуацию.

    А что в сравнении с зарплатами?

    Цены на бензин в отрыве от остальной экономики не говорят практически ни о чем. Да, в Венесуэле бензин стоит по 2,5 цента за литр, но на минимальную зарплату около 2,5 долларов можно купить лишь 100 литров. Тогда как в самой «дорогой» стране на средние 30,2 тысячи гонконгских долларов можно купить в месяц почти 1500 литров бензина.

    Поэтому стоит рассматривать цены в тесной связи с покупательной способностью населения. Такое исследование традиционно проводит РИА Рейтинг. По данным исследования на середину января 2021 года оказалось, что россияне по покупательной способности на бензин занимали 20 место среди всех стран Европы.

    Рейтинг выглядел так:

    Место в Европе Страна Средняя зарплата в рублях Сколько литров можно купить на среднюю зарплату Цена бензина, рублей за литр
    1 Люксембург 318 092 3143,2 101,2
    2 Норвегия 324 577 2746 118,2
    3 Австрия 241 580 2465,1 98
    4 Ирландия 285 717 2450,4 116,6
    5 Великобритания 262 831 2244,5 117,1
    10 Германия 236 621 1896 124,8
    13 Франция 198 438 1592,6 124,6
    17 Казахстан 30 413 1010,4 30,1
    18 Эстония 107 352 962,8 111,5
    19 Чехия 87 531 915,6 95,6
    20 Россия 43 061 912,3 47,2
    21 Греция 118 027 910,7 129,6
    22 Польша 73 216 799,3 91,6
    28 Венгрия 65 408 698,8 93,6
    29 Литва 68 705 696,1 98,7
    30 Румыния 61 489 687,8 89,4
    31 Белоруссия 32 499 628,6 51,7
    32 Украина 25 873 393,8 65,7

    Как видно, в России на тогдашнюю среднюю зарплату в 43 тысячи рублей можно было купить более 900 литров бензина в месяц – но это более чем в три раза меньше, чем у лидеров рейтинга – Люксембурга и Норвегии. А учитывая, что бензин в Норвегии – один из самых дорогих в мире, выходит, что высокая цена необязательно означает недоступность товара для потребителей.

    А если посмотреть на некоторые страны за пределами Европы, получится такая картина:

  • США – при среднемесячной зарплате около 4552 долларов и ценах на бензин в 0,964 доллара за литр, средний американец может купить в месяц более 4700 литров бензина – намного больше, чем даже самый обеспеченный европеец. Однако стоит учитывать, что часть доходов приходится на налоги, а цены на топливо отличаются от штата к штату;
  • ОАЭ – получая средние 16 500 дирхам в месяц, житель Эмиратов может позволить себе более 6200 литров топлива. То есть, намного больше, чем в США, Европе и России;
  • Китай – средняя зарплата составляет около 8200 юаней в месяц, а цена бензина – 7,56 юаня за литр. В итоге средний китаец может купить его более 1084 литров в месяц – снова больше, чем в России;
  • Япония – с зарплатой в 305 600 йен и бензином по 160 йен за литр, японец может позволить себе 1910 литров топлива в месяц. При этом в Японии крайне распространены микролитражные автомобили, которые крайне экономно расходуют топливо.
  • То есть, даже с учетом собственной добычи нефти, россияне могут себе позволить намного меньше бензина, чем жители многих других стран мира.

    Почему в России такое дорогое топливо?

    Цены на топливо в России, наряду с повышением пенсионного возраста и ростом НДС были одной из самых «горячих» тем в 2019 году. Тогда властям пришлось заключить соглашение с нефтяными компаниями – те обязались не повышать оптовые цены, чтобы компании из независимой розницы могли закупить достаточно бензина и дизельного топлива. В результате цены все же пошли на спад, но с тех пор они остаются на достаточно высоком уровне в 48-52 рубля за литр.

    При этом даже в соседнем Казахстане российский же бензин на АЗС стоит всего около 35 рублей за литр. Так почему же в России топливо такое дорогое?

    Причин есть несколько:

  • акциз, НДС и другие налоги составляют от 70% до 80% от цены бензина. Все дело в том, что налоги не ограничены лишь ценой на бензин – нефтяники платят также НДПИ, НДД и другие платежи в бюджет, что повышает их долю в цене топлива;
  • механизм демпфера. Сейчас он защищает цены от повышения, но весной 2020 года топливо в России стоило больше, чем в других странах, потому что НПЗ были вынуждены платить в бюджет по демпферу (он сработал в обратную сторону из-за обвала цен на рынках);
  • налоговый маневр – основную налоговую нагрузку переносят с экспортной пошлины на НДПИ. То есть, нефтяники платят налог сразу после добычи нефти, поэтому на НПЗ она поступает уже с учетом налога;
  • сбои в поставках и другие проблемы. Россия – большая страна, а потому иногда в отдельных регионах может случиться дефицит топлива, что разгоняет цены.
  • Исправить большинство ситуаций нельзя – отказываться от налоговой нагрузки на топливо власти точно не станут (иначе нечем будет компенсировать выпадающие доходы), как и от налогового маневра, а демпфер будет удерживать розничные цены примерно на одном уровне при любой внешней конъюнктуре.

    Источник

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.