Warning: getimagesize(/wp-content/uploads/b1732b793965f545acd8544efe354d66.gif): failed to open stream: No such file or directory in /home/ih382049/izvestia.net.ua/www/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306

Долги регионов перед бюджетом никуда не делись. Сколько их и как решить проблему в свете нахлынувших проблем?

Долги регионов перед бюджетом никуда не делись. Сколько их и как решить проблему в свете нахлынувших проблем?

Долги надо отдавать. Этот постулат применим как к отдельным гражданам, так и к целым регионам. Если в прошлые годы бюджетную политику нашего государства по отношению к субъектам, в это государство входящим, можно было назвать щадящей – впрочем, с большой натяжкой – то надеяться на это в будущем вряд ли приходится. Вот как было и что регионам стоит ожидать.

Госдолг субъектов было снизился. Теперь снова растёт

2020 год для бюджета России и региональных бюджетов Федерации начинался весьма впечатляющими показателями по снижению долгов и долговой нагрузки. По данным Министерства финансов РФ, суммарный объём государственного долга всех субъектов РФ по итогам прошедшего года снизился на 4,2 процента, и на 1 января 2020 года составлял 2,113 триллиона рублей. В абсолютном выражении суммарный объём госдолга регионов сократился к моменту коронавирусного коллапса на 93,3 миллиарда рублей, и наибольший вклад в его снижение внесли Краснодарский (- 40,65 миллиарда рублей) и Красноярский края (-21,92 миллиарда рублей). Еще в трёх регионах объём госдолга сократился на 5-8 миллиардов рублей. Более существенному снижению государственного долга помешало наращивание долгового бремени Московской области, чей госдолг по итогам 2019 года вырос на 39,2 миллиарда рублей.

Долги регионов перед бюджетом никуда не делись. Сколько их и как решить проблему в свете нахлынувших проблем?

Объём муниципального государственного долга по итогам 2019 года вырос на 2,3 процента и составил 380,46 миллиарда рублей. Суммарный объём государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2020 года составил 2,49 триллиона рублей, что на 3,3 процента ниже, чем годом ранее.

Снижение государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2019 года суммарный объём налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 7,6 процента, при этом сокращение было зафиксировано всего в одиннадцати регионах. По сравнению с предыдущим годом наблюдалось замедление темпов роста суммарных налоговых и неналоговых доходов всех бюджетов регионов РФ, так как по итогам 2018 года их прирост превышал 14 процентов, а снижение наблюдалось всего в двух регионах. При этом объём суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 15 процентов, что так же превышает прошлогодний показатель в 10,8 процента.

В 2020 году Минфин увеличил дотационным регионам объём финансирования, но не всем. В некоторых регионах дотации уменьшились. На начало года дотируемых субъектов РФ было 72. При этом число бездотационных регионов, опять же на начало года не изменилось. Их, как и в 2019 году, осталось тринадцать. Суммарный объём выделяемых средств при этом вырос с 675,260 до 717,866 миллиарда рублей (увеличение – 42,606 миллиардов).

К примеру, Мурманская область на этот раз получила ещё меньшие дотации (было 32 миллиона, а стало всего 15 миллионов рублей).

Кому и сколько дотировали

Наибольшие дотационные отчисления получили следующие регионы:

  • Дагестан (+6,626 миллиарда рублей);
  • Саха (Якутия) (+4,691 миллиарда рублей);
  • Камчатский край (+3,739 миллиарда рублей)
  • А общая картина дотационного уровня российских регионов выглядела так.

    Дотации регионам России в 2020 году (миллиардов рублей):

    Республика Дагестан 72,892
    Республика Саха (Якутия) 51,598
    Камчатский край 41,129
    Чеченская Республика 33,485
    Алтайский край 29,522
    Ставропольский край 24,291
    Республика Бурятия 21,862
    Республика Крым 21,454
    Республика Тыва 18,626
    Республика Башкортостан 17,173
    Ростовская область 14,994
    Кабардино-Балкарская Республика 14,023
    Брянская область 13,382
    Курганская область 13,25
    Ивановская область 12,918
    Кировская область 12,659
    Чукотский АО 12,364
    Забайкальский край 12,353
    Чувашская Республика 12,226
    Республика Ингушетия 11,181
    Краснодарский край 10,711
    Республика Северная Осетия – Алания 10,493
    Карачаево-Черкесская Республика 10,062
    Саратовская область 9,85
    Волгоградская область 9,811
    Архангельская область 9,557
    Тамбовская область 9,523
    Республика Алтай 9,375
    Приморский край 9,097
    Омская область 8,135
    Пензенская область 8,015
    Воронежская область 7,974
    Республика Карелия 7,71
    Республика Марий Эл 7,226
    Хабаровский край 7,075
    Челябинская область 6,941
    Новосибирская область 6,405
    Владимирская область 6,134
    Орловская область 5,988
    Томская область 5,255
    Оренбургская область 5,027
    Тверская область 4,721
    Псковская область 4,685
    Республика Адыгея 4,504
    Магаданская область 4,493
    Удмуртская Республика 4,41
    Рязанская область 4,343
    Амурская область 3,977
    Нижегородская область 3,784
    Республика Калмыкия 3,733
    Курская область 3,665
    Костромская область 3,634
    Ульяновская область 3,506
    Кемеровская область 3,477
    Смоленская область 3,475
    Республика Хакасия 3,464
    г. Севастополь 3,199
    Республика Мордовия 3,118
    Калининградская область 2,741
    Пермский край 2,536
    Астраханская область 2,501
    Еврейская АО 1,975
    Иркутская область 1,927
    Новгородская область 1,653
    Вологодская область 1,495
    Тульская область 1,221
    Белгородская область 0,997
    Липецкая область 0,95
    Красноярский край 0,907
    Ярославская область 0,704
    Республика Коми 0,311
    Мурманская область 0,015
    Республика Татарстан 0
    Калужская область 0
    Ленинградская область 0
    Московская область 0
    Самарская область 0
    Сахалинская область 0
    Свердловская область 0
    Тюменская область 0
    г. Москва 0
    г. Санкт-Петербург 0
    Ненецкий АО 0
    Ханты-Мансийский АО – Югра 0
    Ямало-Ненецкий АО 0
    Всего 717,866

    Эти цифры, разумеется, даны без учёта произведённых в последнее время внебюджетных и иных вливаний государства как в региональные бюджеты, так и в отдельные отрасли экономики.

    Наполняемость субъектных бюджетов по-прежнему остается низкой. Сказываются не только санкции, отток инвестиций, но и расширяющийся мировой кризис, который значительно пошатнул экономики всех стран, и российская не осталась в стороне.

    Структура госдолга без изменений

    Структура государственного долга, по сравнению с итогами трёх прошлых лет, изменилась незначительно. На бюджетные кредиты по-прежнему приходится большая часть задолженности регионов, хотя их удельный вес снова немного снизился. По итогам прошлого года доля бюджетных кредитов составила 41,9 процента против 43 процентов в 2018 году (44 процента в 2017 году). Удельный вес коммерческих кредитов также немного сократился, и на 1 января 2020 года составлял 27,2 процента (28,8 процента на 01.01.2019 г.). На долю ценных бумаг и государственных гарантий суммарно приходится 30,8 процента, что на 2,6 процентных пункта выше, чем годом ранее.

    Долговая нагрузка на региональные бюджеты снижалась три года подряд. Правда, должники остались должниками.

    Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2020 года к суммарному объёму налоговых и неналоговых доходов за 2019 год составило 22,5процента, что на 2,8 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. При этом Республика Мордовия по-прежнему замыкает рейтинг, хотя за счет сокращения её долговой нагрузки, ширину диапазона региональных значений удалось заметно сократить. На 1 января 2020 года он варьируется от 0 в Севастополе и Сахалинской области до 211,2процента в Республике Мордовия.

    Положительных результатов Республике Мордовия удалось достичь во многом благодаря снижению объёма госдолга на 9,1процента и небольшому росту объёма налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета (+1,9 процента). За счет чего долговая нагрузка на региональный бюджет по итогам 2019 года снизилась на 25,7 процента.

    На 1 января 2020 года Республика Мордовия осталась единственным российским регионов, где объём государственного долга превышает объём налоговых и неналоговых доходов бюджета, хотя ещё два года назад в эту группу входило семь регионов.

    В целом же, в 37 регионах РФ государственный долг на 1 января 2020 года превышает 50 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 14 субъектах РФ госдолг превышает 70 процентов налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с 2018 годом эти группы сократились на пять и девять регионов соответственно.

    Ожидалось, что субъектов-должников станет меньше…

    Продолжала расширяться лидирующая группа по уровню долговой нагрузки. По итогам 2019 года в нее входили четырнадцать российских регионов, что на один больше, чем по итогам 2018 года. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствовал.

    К лидерам и сейчас относятся регионы, в которых государственный долг составляет менее 10 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов бюджетов. Вот они.

  • Москва,
  • Тюменская область,
  • Ленинградская область,
  • Алтайский край,
  • Санкт-Петербург,
  • Приморский край,
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
  • Ямало-Ненецкий автономный округ,
  • Республика Крым,
  • Владимирская область,
  • Ненецкий автономный округ
  • Республика Башкортостан
  • За счёт сокращения долговой нагрузки в последних двух регионах и произошло расширение состава лидирующей группы, Иркутская область её покинула.

    Долговая нагрузка сократилась в 73 российских регионах

    По итогам 2019 года сокращение долговой нагрузки наблюдается в 73 российских регионах и, по сравнению с предыдущим годом эта группа сократилась на четыре региона. Положительные изменения связаны как с увеличением налоговых и неналоговых доходов бюджетов, так и с погашением долговых обязательств в регионах. Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, где отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам сократилось на 29 процентных пунктов и составило 36,2 процента. За прошедший год региональным властям удалось снизить госдолг на 38,3 процента, при этом объём налоговых и неналоговых доходов вырос на 11,3 процента. Ещё в трех регионах долговая нагрузка сократилась более чем на 25 процентных пунктов. К ним относятся вышеупомянутая Республика Мордовия (-25,7 процентных пункта), Краснодарский край (-25,6 процентных пункта) и Костромская область (-25,1 процентных пункта). Во всех трёх случаях снижение долговой нагрузки сопровождалось опережающим сокращением госдолга и ростом налоговых и неналоговых доходов бюджетов.

    Уровень долговой нагрузки вырос в одиннадцати субъектах РФ, и самый существенный рост показала Республика Калмыкия, нарастив долговое бремя на 9,5 процентных пункта.

    Динамика изменений региональных долгов

    Лидер по положительной динамике в вопросе погашения долга перед госбюджетом – Астраханская область. Государственный долг в регионе сократился на 38,3 процента. Причина – полное погашение задолженности по коммерческим кредитам и частичное – по кредитам бюджетным. Кроме того, более чем на 20 процентов сократились объёмы государственного долга в шести российских регионах. Вот они.

  • Краснодарский край (-29 процентов)
  • Мурманская область (-24,9 процента)
  • Вологодская область (-24 процента)
  • Кабардино-Балкарская Республика (-22 процента)
  • Красноярский край (-21,1 процента)
  • Ненецкий автономный округ (-20 процентов)
  • Самый значительный прирост госдолга наблюдается в Иркутской (+38,2 процента) и Московской областях (+30,4 процента), но отношение госдолга к объёму налоговых и неналоговых доходов в регионах составляет 11,8 процента и 33,7 процента соответственно, что эксперты считают ещё не критичным.

    По абсолютному значению государственного долга Московская область сместила Краснодарский край и заняла лидирующее положение. На 1 января 2020 года объём госдолга Подмосковья составил 167,98 миллиарда рублей. Но динамика роста-снижения долговых обязательств Подмосковья всё же показывает, что долговая нагрузка на бюджет региона остаётся приемлемой из-за высокого уровня объёма налоговых и неналоговых доходов бюджета.

    Цифры цифрами, а кризис – кризисом

    Несмотря снижение в течение четырёх лет подряд регионального госдолга и долговой нагрузки на субъекты РФ, уже сейчас ясно: по итогам 2020 года регионов, самостоятельно не справляющихся с расходами на социальные обязательства, станет больше. Разумеется, на первом месте в списке причин – охвативший страну системный кризис, вызванный распространением пандемии, и связанные с этим растущие расходы. На втором месте – необходимость выполнять Указы президента, а также реализовывать национальные проекты и инициативы, озвученные в послании президента РФ Федеральному собранию. Региональные власти вынуждены возобновить заимствования. А с учетом сокращённых возможностей в привлечении кредитования за счет федерального бюджета, растут доли долговых ценных бумаг и коммерческих займов в структуре региональных госдолгов.

    Тем не менее, кое-что регионы могут делать для упорядочения долговых взаимоотношений с федеральным бюджетом, не привлекая к этому Центр.

    Кредитовать друг друга

    Вступают в силу новые поправки в Бюджетный кодекс. Согласно нововведению, один российский регион сможет предоставлять бюджетный кредит другому региону на срок до трёх лет. Регионы могут помогать друг другу, и не придется каждый раз обращаться за помощью к федеральному бюджету. Это ускорит процесс и укрепит горизонтальные связи.

    Долги регионов перед бюджетом никуда не делись. Сколько их и как решить проблему в свете нахлынувших проблем?

    В интервью СМИ, представленном в открытом доступе, директор Центра региональной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Владимир Климанов рассказал, чего ожидать от этих изменений в российской бюджетной политике.

    – Это даст возможность оперативно решать вопросы, связанные, например, с коронавирусом или кризисом. Что особенно актуально сейчас. Когда, допустим, понадобится передать из одного региона в другой медицинское оборудование – его же нельзя будет просто отдать в аренду. У регионов появляется возможность и других дополнительных двусторонних общений. Два субъекта-соседа смогут договориться о каких-то действиях, которые носят временный характер. Например, провести обучение узких специалистов, когда в бюджете средства на это не заложены. Потом отдаст. Появляется двусторонность.

    Ещё одна причина появления нового финансового механизма – нежелание федерального центра наращивать объём своего кредитования по отношению к регионам.

    По данным опубликованной отчётности федерального Минфина по госдолгу регионов на 1 апреля этого года объём выданных федеральным центром кредитов регионам составляет почти триллион рублей. И даже с учётом проблем, связанных с пандемией и расширяющимся в результате системным кризисом, можно ожидать: Центр долги востребует.

    В целом, у Минфина жесткая позиция, – продолжает Владимир Климанов. – Нельзя допустить дефолта, чтобы ни при каких условиях регион не обанкротился. В то же время, бюджетные кредиты всё равно посильнее коммерческих, когда выплаты по процентам тоже становятся непосильными. И ещё, так или иначе, но по бюджетным кредитам проще может быть принято решение об их пролонгации.

    Долги регионов к концу 2020 года кардинально вырастут?

    Новый рост государственного долга у регионов России в 2020 году неизбежен. Основные траты также пойдут на реализацию нацпроектов.

    Региональные бюджеты стали более дефицитными уже в прошлом году, и ситуация ухудшилась в первом квартале этого года. Совершенно понятно, что на это ухудшение ситуации повлияли как связанные с пандемией стагнационные процессы в экономике государства, таки общемировые тенденции, в частности, снижение потребления энергоресурсов.

    Ситуация может усугубиться к концу 2020 года. Помешать этому может лишь рост экономической активности как внутри России, так и в государствах, взаимодействующих с нашей страной, в ощутимых объёмах.

    Во втором полугодии российским регионам потребуется либо экстраординарная поддержка от федерального центра и, следовательно, пересмотр бюджета РФ, либо долговое финансирование бюджетных дефицитов – это утверждение всё чаще звучит со стороны известных российских аналитиков.

    В любом случае, показанная динамика как роста-снижения задолженностей регионов перед государственным бюджетом, так и изменений государственной бюджетной политики в отношении регионов оптимизма не прибавляет. Впрочем, особого пессимизма – тоже.

    Остаётся лишь одно: ждать и надеяться на скорое окончание периода всеобъемлющей стагнации российской экономики.

    В статье использованы данные, предоставленные «Российской газетой» и Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» в открытом доступе

    следующий материал:

    Россия договорилась с Саудовской Аравией по нефти. Чего ждать россиянам от сделки ОПЕК+? 1
    Источник

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.